Отец Епифаний Милопотамский

Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!
Беседовал Олег Чернэ

Не вино является грехом, но пьянство.
Иоанн Златоуст

 

Величие христианского подвижничества на Святой Горе Афон измеряется той духовной силой, которая в веках прославила жизнь монахов-святогорцев. Летописи сохранили свидетельства многих чудес, совершенных на Афоне, имена многих святых, первой в ряду которых стала сама Дева Мария, по преданию, сделавшая Афон своим уделом.

Слава афонского монашества умножается в наши дни трудами одного из самых известных афонских подвижников отца Епифания Милопотамского. Отец Епифаний живет в скиту святого Евстафия, относящегося к Великой Лавре Афонской. Многие часы он во славу божию трудится на виноградниках, создавая вино, ставшее не только великолепным творением Афона, но и олицетворением всей многовековой греческой культуры. В этом вине — божественное благословение и сила греческой земли, могучая сила национальных традиций от эпохи великого Гомера до наших дней.

Святая Гора Афон

Святая Гора Афон

Афон — полуостров и расположенная на нем гора на северо-востоке Греции в регионе Северная Македония. Полуостров назван в честь легендарного фракийского гиганта Афона. По преданию, Афон бросил огромный камень в бога Посейдона. Там, где упал камень, образовалась гора.

В античный период на Афоне были расположены святилища Аполлона и Зевса, а гора почиталась священной. Христианская история, согласно преданию, началась здесь в 40-х годах н. э., когда на афонскую землю ступила Дева Мария. Первые монашеские обители известны здесь с IV века. В VII веке византийский император даровал монахам самоуправление, а с XII века Афон официально называется Святой Горой. В современной Греции Афон имеет официальный статус Автономного монашеского государства Святой Горы.

В наши дни Афон — центр православного монашества всего мира. Здесь расположено более 20 монастырей и множество скитов. Самый большой и старейший из ныне действующих монастырей — Великая Лавра. К этому монастырю относится Милопотамский скит, где трудится отец Епифаний. Афонские правила определяют три вида монашества: монахи, живущие в монастырях, живущие в скитах и пустынники. Последние живут наиболее уединенной жизнью, некоторые десятилетиями не покидают отдаленных пещер древней горы.

Милопотамский скит

Милопотамский скит

В монастырях Святой Горы Афон есть собственные виноградники и винодельни. Здесь производят три широко известные марки греческих вин: Цантали, Милопотамос и Моноксилитис. Преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры, еще в X веке указал, когда и как монахи должны пить вино. Эти правила почти без изменений действуют и поныне во всех монастырях Афона: монахи пьют красное вино в небольших количествах четыре дня в неделю и делают это исключительно во время еды.

Интересно, что, согласно наблюдениям ученых, афонские монахи отличаются завидным здоровьем. Университет Аристотеля в Салониках провел исследование и получил впечатляющие результаты: оказалось, что на Святой Горе практически не бывает случаев онкологических заболеваний, инфарктов и случаев заболевания болезнью Альцгеймера. Обследуя два монастырских кладбища в 2013 году, ученые отметили, что на одном из них средний возраст погребенного составил 87, а на втором — 89 лет.

— Отец Епифаний, как давно монахи используют вино? Мне встречалась дата XVIII век.

— Гораздо раньше! Еще с тех пор, как Христос оставил нам в наследство знание о хлебе и вине. В те далекие времена вино использовалось в процессе еды для сопровождения трапезы. Но для монахов Христос благословил эти два продукта на Тайной вечере — две вещи, которые обязательны для верующего человека. Поэтому, когда служится литургия, у нас всегда есть хлеб и вино — тело и дух.

Все это нашло свое отражение в Евангелии, когда Христос явил чудо: он благословил воду, и та стала вином.

 

Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!

— Я знаю, что раньше Афон делал вино только для внутреннего потребления. Правда ли, что Вы первым вышли на внешний рынок?

— Мы начали выпускать вино с 1997 года, а первые лозы были посажены в 1993 году. Вначале, конечно, было сложно, так как не многие поняли нашу идею. Некоторые посчитали это опасным нововведением, сменой ориентации на мирских людей. Но постепенно все наладилось, и сегодня уже одиннадцать монастырей делают и продают свои вина.

Конечно, предварительно мы получили все необходимые разрешения и благословение от Протата (руководства Афона), от монастыря, от государства после сдачи всех химических анализов.

 

— Я знаю, что Вы отдаете особое предпочтение сорту Мерло.

— Не только. Мы также используем автохтонный сорт Лимнио. В нашем вине обычно семьдесят процентов Лимнио и тридцать Мерло. И это очень сильное Мерло. Такое вино имеет четырнадцать градусов крепости.

 

Лимнио сорт винограда

Лимнио

— А можно ли подробнее рассказать про Лимнио?

— Это действительно древний местный сорт. Вино из него делали так давно, что оно упоминалось еще во времена царя Одиссея. Когда греки осаждали Трою, они ведь десять лет воевали! Перед боем они пили это вино и произносили всего одну фразу: «Возможно, не все возвратятся обратно».

Этим воинам-грекам разрешалось пить вино где-то до часа ночи, потом им давали четыре-пять часов поспать и отдохнуть. Но как только поднималось солнце, давала сигнал труба. Они вставали, казалось бы, в легком опьянении, но не уставшие, то есть военачальники не давали понять человеку, в каком он состоянии.

А название свое это вино получило в честь Лемноса. Корабли брали вино с этого острова и привозили его грекам.

 

— Где находится этот остров?

— Неподалеку, его даже видно отсюда.

 

о. Лемнос, Греция

О. Лемнос, Греция

— А правда ли, что Лимнио было любимым вином Аристотеля?

— Да, так гласит легенда.

 

— Может, поэтому он был таким умным?

— Конечно, он отличался особым умом! И был учителем Александра Македонского!

 

— Но давайте вернемся к настоящему. Сколько лет лозам Лимнио на Ваших виноградниках?

— Уже двадцать.

 

— Используете ли Вы пифосы — глиняные сосуды для делания вина?

— Нет, только деревянные. С самого начала, как только мы приступаем к винификации, мы следим, чтобы была задана определенная стандартная температура, чтобы она не поднималась и не опускалась.

 

— Мы знаем из истории, что греки любили добавлять в вино разные специи и прочие ингредиенты. Можно сказать, они это своего рода алхимия. Я чувствую в Вашем вине перец. Его очень приятно пить, не заедая. Это особенность винограда или Вы что-то добавляете?

— Это потому, что мы оставляем косточки и кожицу ягод. Это и создает такой привкус. Сейчас, когда ушла первая горечь, Вы можете обнаружить сразу несколько вкусов в этом вине, особую пряность. Это вино 2012 года, ему всего лишь пять лет.

Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!

— А какое вино самое старое у Вас?

— Одно из первых? У меня есть вино 2000 года. Но со старым вином ситуация иногда похожа на лотерею, потому что это были первые вина, пробные.

 

— Гомер говорил: «Если ты хочешь убедиться, хорошее было вино или нет, попей его через десять лет».

— Раньше было такое, что люди должны были пить старое вино. Больше десяти лет выдержки. Лет десять-пятнадцать. А сегодня приезжают профессора по винам, и они в основном считают, что вино нужно пить после пяти-шести лет. До десяти. Потому что в бочке его качество сначала улучшается, а потом начинает ухудшаться.

 

— Но относительно этого вина я считаю, что через десять лет оно только достигнет своей зрелости. У него очень большой потенциал.

— Вина старше десяти лет — это уже для тех специалистов, кто разбирается в старом вине. Для простых людей это бессмысленно, они не понимают. Но и в целом это не всегда бывает уместно. Можно продемонстрировать это на одном примере: если мы возьмем женщину двадцати лет, то она красавица, в тридцать-тридцать пять лет она еще прекрасна, а после сорока она начинает терять свою свежесть и красоту.

— Какое-то не монастырское сравнение.

— Ну, это один итальянец дал такое сравнение, не я. Еще можно привести в пример розу: сначала она закрыта, потом она распускается — чистая, яркого цвета, красивая, но запаха еще нет. Когда она раскрывается полностью, она становится вкусной, яркой, бархатной. А вот после того, как расцвет закончится, роза теряет все это.

 

— Когда я в монастыре Алаверди спросил у Владыки Давида, как им удается делать такое хорошее вино, он сказал, что все дело в любви к вину, молитве, колокольном звоне и их жизни. Что Вы можете сказать об этом?

— То, что он сказал, можно выразить двумя словами: есть Нечто Большее. Конечно, какую бы работу мы ни делали, мы должны любить ее. Ты должен отдавать всего себя каждой работе с любовью и не смотреть на время. Ты отдаешь самого себя, свою душу. Любовь – это полная отдача. То, что Владыка Давид сказал насчет церкви и колоколов, важно: следует гармонично войти во весь этот процесс. И при обрезке винограда, и при выращивании, и при сборе он должен быть гармоничен. Ведь когда создается вино, показывается личность самого создателя.

 

Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!— То есть Вы говорите о неком звучании?

— Да, нужно создать гармонию во всем этом. И еще, конечно, это очень большая работа. Чистоплотность. Так же как любая мать хочет, чтобы ее ребенок был чистоплотным, убирает, чистит, кормит, держит малыша на своих руках, поет ему. Вино — живое! Ты должен следить за ним, нужна очень большая забота, чтобы ничего не пропустить.

 

— А Вы общаетесь с вином? Что Вы любите говорить вину?

— Конечно! Когда из сладкого напитка делается спиртовой, это считается духовным процессом. Далее наступает следующий этап — духовный разговор. То есть сначала мы очищаем вино, наблюдаем, как осаживается осадок. Затем, когда напиток уже переливают в деревянные бочки, бывает, идешь ночью со свечкой и слушаешь, как эти пузырьки в бочке играют. Просто идешь и слушаешь.

 

— А какое звучание ближе всего к Вашему вину?

— По звучанию вина я жду, пока моя душа не заиграет, не сольется с вином. И, конечно, есть ожидание благодати. Ищешь резонанс. Пока его не найдешь, ты не удовлетворяешься.

 

— Интересно, что для монахов Афона вино — это часть трапезы. Но, слушая Вас, хочется просто слушать, вкушать это вино без трапезы. Как это по уставу?

— Это первоначальное! Если я не буду слушать вино, если я не сделаю его хорошо, его просто не поставят в трапезной. Ведь когда ученик получает десять-одиннадцать баллов из двадцати, не жди от него хороших результатов. То же самое и с вином!

 

— Окропляете ли Вы вино святой водой?

— Вино нет, а вот виноградник обязательно, когда обрезаем виноград первого февраля в праздник Святого Трифона. И перед сбором винограда его тоже окропляют, освящают. Чтобы не было саранчи, червей, есть специальные молитвы.

 

Святые покровители вина на Афоне— А есть ли на Афоне свой святой покровитель вина?

— В основном мы почитаем Святого Трифона. Но есть еще два связанных с вином имени — это Святой Сергий и Вакха. Хотя православные стараются последнего не учитывать, так как в Древней Греции это был бог вина (в язычестве его называли Бахус). Он ведь был богом не только вина, но и наслаждения, поэтому здесь его стараются не использовать.

 

— А каково Ваше личное отношение к Бахусу?

— Никакого. Все, что здесь сделано, даже вина, сделано божьими руками, поэтому все должно быть срединно. Без пьянства и опьянения. Я, конечно, могу выпить целую бутылку вина, но все совсем по-другому, когда у тебя есть друзья — три-четыре-пять друзей. Ты сидишь и пьешь вино с ними. Почему? Потому что человек — это животное жизни, повседневной жизни. Когда встречаются друзья, один говорит другому: «Пойдем, выпьем вина». Не водку, не виски, большая часть говорит именно о вине. Вино сильно отличается от виски. Большая часть населения, например, когда они одни, пьют виски, водку, другие крепкие напитки. Но когда люди пьют вино, им нужна компания. Чтобы во время обсуждения, разговоров менялся вкус вина. Это иное, ни с чем несравнимое наслаждение.

 

— Сейчас, когда вино открыто уже минут сорок, появились какие-то нотки, которые я никак не могу определить. Можно ли сказать, что в нем присутствует аромат Святой Горы?

— Если человек все найдет, то сам будет делать это вино.

 

— И море здесь дает йодистость, есть ощущение йода.

— На островах Греции, где растет трава, растительность напитывается морской солью, йодом, морем. И мясо коз, например, становится настолько вкусным, что его специально берут на праздники с этих островов. Сам вкус меняется.

 

— Это вино очень интересно для изучения вкуса, он у него совсем иной.

— Да, чтобы вино было действительно вкусным и красивым, в него нужно вкладывать душу. Все то, что есть в тебе: любовь, душу, чувство возвышенности. Если ты делаешь все с душой, то и вино становится невероятным.

 

— Мне кажется, я разгадал аромат! Это ладан!

— Это не так, потому что на языке у нас около трех тысяч вкусовых точек. И у каждого человека возникает свой конкретный вкус. Сложно конкретно определить, что это.

 

— Правильно, но только хорошее вино дает такое многообразие.

— Хорошее вино всегда зависит от лозы. Также нужно учитывать климат местности. Здесь солнце всходит и сразу светит на лозу, поэтому виноград расцветает и созревает на двадцать дней раньше. Из-за особенностей местности тут возникает определенный поток воздуха: ветра нет, идут испарения с моря, а с горы спускается холодный воздух.

Там, где создается такой микроклимат, где растет лоза, должен жить и сам создатель. В чем заключается участие винодела — того, кто создает вино? Ты встаешь с утра и видишь эту почку, как она начинает расти, расцветать, подниматься. То есть ты следишь за этим каждый день. Такое участие и создает своего рода обмен информацией.

 

— Есть ли у Вас энолог?

— Да, три человека. Один приезжает из Франции пять раз в год, он задает направление. Другой живет в Салониках, мы постоянно находимся с ним в контакте. Еще один — знаменитый Лука Марони из Италии. Он дает советы, когда уже делается купаж.

 

— Вы были в Москве, и я думаю, что Ваше вино должно было понравиться русским. Оно под русский характер.

— Когда делаешь хорошее вино, хочешь, чтобы его пили люди, которые понимают вина. Мне не нравится, когда собираются три человека-собутыльника, берут шесть бутылок и напиваются. Мне нравится, когда один человек в течение недели может пить одну бутылку. И чтобы, когда накрывали стол, ставили эту бутылку. Так же как я люблю и уважаю свое вино, я хочу, чтобы мои клиенты тоже уважали и любили это вино.

 

Отец Епифаний Милопотамский: сила человека и лозы — в гармонии!— Это очень правильная философия. С подобным я сталкивался в Грузии, когда люди в первую очередь хотят передать отношение к их вину.

— Конечно. Вино, которое я создаю, должно иметь свою цену. Некоторые приезжают и говорят, что это слишком дорого — девятнадцать евро. Кто-то приезжает, заказывает большую партию, и мы можем договориться, скажем, о пятнадцати евро. А кто-то говорит: «Ты совсем дешево продаешь!» Но нет, я выбираю только ту цену, которая стоит моего вина, которая окупает себя и дает нам жить.

 

— А каково Ваше мнение о вине «Кормилица» из афонского монастыря Святого Пантелеймона?

— Считается, что это заводское вино. Для бизнеса в основном. Оно сделано больше для того, чтобы притягивать к себе бизнесменов по продаже вина. Продают его очень дорого, оно не стоит этой цены. У каждого вина, каждой вещи есть своя цена, чтобы восполнить все затраты. Когда вино стоит двадцать евро, уже можно хорошо заработать, но когда его продают по восемьдесят, по сто двадцать евро, это, конечно, чистый бизнес.

 

— Да, здесь, в самом деле, большая проблема. Таких вин, как Ваши, в мире 10–15 %, потому что много технического вина. А людей сегодня надо еще готовить, чтобы они понимали такие напитки. Даже сомелье не всегда понимают эти вина.

— Я родился в семье крестьян. У моего отца было пять соток виноградника. Когда он начинал созревать, мы ходили его пробовать с трех-четырех лет. Пробовали повсюду, искали, находили сладкие лозы.

Мы сами топтали виноград, как в древние времена. Тогда же и пили первый виноградный сок. Разве возможно, чтобы ребенок вырос в деревне, внутри всех процессов и не любил эту работу?

 

Афон— А когда здесь появились первые лозы?

— Скит Милопотамос построил Святой Афанасий вместе с монастырем Великая Лавра. И он же тогда посадил здесь лозу и маслины. В 973 году были сделаны первые посадки, то есть это было более тысячи лет назад.

 

— И это место самое древнее?

— Да, церковь и башня были построены в те годы. Но в девяностые, когда я сюда приехал, здесь было все разрушено. В 1944 году в Европе погибли практически все виноградники. Это произошло из-за американцев, которые привозили ящики с боевыми припасами. В деревянных ящиках был микроб.

 

— На что бы Вы рекомендовали обратить внимание людям, которые потребляют Ваше вино?

— Чтобы они не пили вино без компании, пили вино только с теми, кого действительно любят.

 

— Но я с большим удовлетворением и один это вино употреблял бы, например, при написании книги.

— Когда человек пишет книгу, он уже соединен с тем, кто будет ее читать. Он психически соединяется с людьми. Достоевский, когда писал, уже знал, что есть связь с читателем. И он тоже пил вино.

 

— А правильно ли я понял, что если ты пьешь это вино один, не пишешь книгу, и у тебя нет друзей, ты должен читать либо Аристотеля, либо Гомера?

— Можешь слушать Бетховена и древние песни. Чистое небо вечером или ночью, видны звезды. Сидишь, пьешь и смотришь на звезды. Так что у каждого по-своему.

 

Отец Епифаний Милопотамский и Олег Чернэ

Отец Епифаний Милопотамский и Олег Чернэ

— Вот опять вернулась перченость во вкусе вина…

— В одном монастыре в Италии была бочка с вином. И жил в нем один старый монах. Он каждый день ходил к вину и пробовал его. Вино постепенно раскрывалось, появлялись разные вкусы. Но в глубине он всегда чувствовал какой-то мистический вкус: «Не могу понять, напоминает кожу, ботинки…» А служка, который смотрел за вином, как-то потерял свои ключи. Вот пьют они это вино, прошло уже три месяца, и закончилась бочка. Пошли ее мыть, а там ключи с биркой из кусочка кожи! Все-таки, получается, дегустатор правильно почувствовал этот кусочек кожи!

 

— Спасибо Вам за такое вино! В мире не так много вина подобного объема.

— Для меня это большая радость, что Вам так понравилось. Ваши слова — это важная поддержка, чтобы продолжать дальше. Они дают силу моим крыльям, чтобы я сделал это вино намного лучше.

Связанные материалы