Пространство жизни пчелы: мед как искусство

Авторы: Андриан Вицелару, Ольга Степина

 

Первое богатство — здоровье, второе богатство — мысли, третье богатство — мёд, но как без стотинки не будет лева, так без мыслей и мёда не будет здоровья.

Ванга

 

Пчелы и продукты их жизнедеятельности привлекали внимание человечества с незапамятных времен, когда люди обратили внимание на удивительный по своим вкусовым характеристикам и целительному воздействию мед. Его уникальность заключается в том, что благодаря содержанию фруктозы он является самым сладким продуктом на Земле. В прошлом, когда не существовало технологий производства сахара из тростника и свеклы, мед был главным сахаросодержащим ингредиентом в кулинарии и при изготовлении алкогольных напитков.

Параллельно шло наблюдение за организацией жизни пчел с пониманием, что это сложная, ювелирно выверенная структура, некое подобие настоящего государства и суть «коллективного разума», где каждая клетка мета-мозга работает на единую задачу в разных функциональных проявлениях. Образ пчелы стал аналогом трудолюбия, слаженной работы, послушания, отваги, бессмертия и воскресения и т.д. Не случайно это многократно упоминается в Библии:

 

«Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Книга Притч Соломоновых гл.6 ст.8).

 

Словосочетание «молоко и мед» используется в этом древнем трактате для описания плодородных земель, полных изобилия, и безбедного образа жизни человека:

 

«…земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед» (гл. 14 ст. 8).

 

Если же, например, говорится о красоте человека или его речи, то точкой сравнения снова становится образ меда:

 

«Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим…» (Песни песней Соломона гл. 4 ст. 11),

 «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (Песни песней Соломона гл. 16 ст. 24).

 

Есть и более поздние поэтические образы меда в истории. Например, Виктор Гюго восклицает:

 

Жизнь — это цветок, мёд которого — любовь.

 

Образ пчелы был настолько сильным и емким, что она использовалась как один из элементов на фамильных или именных гербах, а также на гербах целых городов. Например, так было у папы Урбана VIII и Наполеона Бонапарта. Всего в геральдике известно более трехсот гербов с изображением этого насекомого.

На самом деле, первые свидетельства употребления меда человеком относятся еще к седьмому тысячелетию до н.э. Столкнувшись с продуктом, который пчелы делали в условиях дикой природы, древний человек по достоинству оценил его воздействие на свое здоровье. Рискуя быть покусанными до смерти или же свалиться с высоты, охотники за медом пытались добраться и вырезать соты с воском и медом из расщелин скал или с высоких деревьев (опять же в Библии часто упоминается «мед из камня», «мед из скалы»). Множество полезных микроэлементов и витаминов, входящих в состав этого продукта, питали человека, помогали ему справиться с болезнями и пережить сложные сезоны, ведь мед не портился во времени и не менял своих свойств. (Известно, что при правильном хранении мед сохраняет свои качества на протяжении сотен лет). Со временем человек открыл и начал широко использовать и другие продукты пчеловодства: прополис, пергу, маточное молочко, воск, пчелиный яд и т.д.

Отношение к пчеле изначально строилось на тонком восприятии ее сакральной важности и исключительности. Мы можем обнаружить большое количество мифов и легенд об этих насекомых у самых разных народов: например, у египтян, которые считали, что душа умершего человека отлетает от тела в виде пчелы, хеттов, древних греков, кельтов, скифов…

Со временем люди стали понимать, что потребление меда создает в теле человека особую настройку, помогая удерживать высокие частоты божественных или небесных энергий. Про Иоанна Предтечу, например, известно, что «…пищею его были акриды и дикий мед», и Иисус Христос до обретения мудрости божьей питался мёдом.

 

Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. (Книга Пророка Исаия, гл. 7 ст. 14-16).

 

Постепенно человек стал предпринимать активные попытки «одомашнить» пчел. Современные исторические находки свидетельствуют, что шесть тысяч лет назад египтяне уже разводили домашних пчел. Тогда ульи представляли собой плетеные корзины из тростника или соломы, промазанные изнутри и снаружи глиной с добавлением вяжущих веществ; иногда ими становились обожженные глиняные сосуды различной формы.

Можно сказать, что практически по-научному к пчеловодству первыми в истории начали относиться древние греки. Именно они усовершенствовали примитивные ульи, став пользоваться специальными вставными пластинами для извлечения запасов меда. Пчеловедением серьезно занимался Аристотель, а поэт Вергилий дал довольно точное описание пчелиной семьи и приемов пчеловодства, большая часть из которых актуальна и по сей день.

Параллельно происходило наблюдение того, как мед влияет на организм человека, изучение его пищевых и лечебных свойств. Гомер писал о том, что мед помогает справляться с бессонницей, нервозностью и стрессом, что он дарует силы и бесстрашие. Основоположник медицины Гиппократ в своей работе «О диете» писал: «Чистый мед горячит и сушит; смешанный с водой – увлажняет…». Будучи очень поэтической культурой, греки часто упоминали и превозносили мед в своих повествованиях о богах и героях. Считалось, что он дарует бессмертие богам Олимпа и что сам Зевс был выкормлен в детстве именно медом. Мед также часто использовался при проведении различных религиозных церемоний и ритуалов.

Таким образом, в истории пчеловодства известны три его формы: дикое, или природное, бортевое, когда пчеловод использует дупла деревьев для разведения пчел, и широко распространенное сегодня  пасечное, когда используются специально сконструированные домики (ульи) и человек сам выбирает место для жизни насекомых (пасека).

Сегодня, к сожалению, пчеловодство, как область сельского хозяйства, все больше уходит из жизни человека, и причин тому множество: глобальная урбанизация с критическим уменьшением числа маленьких удаленных деревень и хуторов с хорошей экологией, исчезновение семейных традицией разведения пчел с утратой важнейшего опыта, коммерциализация этой сферы, когда в погоне за прибылью «дельцы от пчеловодства» используют технологии и продукты, истощающие и иногда напрямую убивающие пчел, подделка меда и неспособность людей отличать настоящий мед от искусственного. Есть и объективные причины, связанные с изменением климата, смещением магнитных полюсов Земли, с уменьшением количества растений-медоносов, с усилением активности вирусов, поражающих пчел различными болезнями.

Пчеловодством в наши дни по-прежнему занимаются лишь в небольших деревнях и селах, либо же в данную сферу уходят люди, сознательно пришедшие к желанию обучаться этому непростому делу. Вполне очевидно, что в подходе людей, разводящих пчел ради продажи меда, и тех, кто делает мед «для себя», будет много отличий.

Профессионалы говорят, что одним из самых главных аспектов, определяющих качество будущего меда, является выбор места для пасеки. Известно, что дальность полета пчелы от улья составляет два-три километра. Идеально, если в этой местности находится много медоносных растений, присутствуют естественные водные источники, отсутствуют шоссейные дороги, поля, удобряемые пестицидами и другими химическими веществами, любые вредные предприятия, связанные с человеческой деятельностью. Большим плюсом к комфорту пчел будет защита пасеки от ветров естественным рельефом или лесопосадками.

Иногда пчеловоды практикуют вывоз или перевозку ульев в летний период в более медоносные места, однако для этого необходимо иметь специальное транспортное средства и понимать, что пчеле будет необходимо некоторое время для адаптации и изучения новых особенностей рельефа и флоры.

Также специалисты обращают внимание на необходимость обращать внимание на генетическую приспособленность пчел к той или иной местности. Столетиями обитая в определенных условиях, пчелы вырабатывают необходимый им наследственный механизм поведения и реагирования на различные факторы. Приобретать пчелиное семейство рекомендуется в весенне-летний период…

 

Принципы натурального пчеловодства

Пространство жизни пчелы: мед как искусствоТак же как в последнее время все шире становится движение в пользу натурального виноделия, называемого органическим или биодинамическим, в области пчеловодства возникает все больше сторонников естественного и гармоничного сотрудничества человека и пчелы. Оно включает в себя как философское осмысление этого взаимодействия, так и набор практических шагов для его реализации. Например, отказ от применения любых неестественных подкормок (прежде всего, сахара), правильный расчет времени отбора меда, чтобы не дать ему кристаллизоваться в зиму, но при этом и не лишить пчел необходимого им зимнего питания. Многовековой опыт подвел человека к пониманию, что наиболее качественный зрелый мёд можно взять в период, известный в народе как Медовый Спас.

В арсенал натурального пчеловодства входит также отказ от употребления сильных лекарственных препаратов и больший акцент на профилактику заболеваний пчел природными методами и средствами. В этом случае жизненно важным становится соблюдение чистоты и поддержание естественных условий проживания пчел. В таких обстоятельствах у пчелиной семьи срабатывают природные механизмы очищения и защиты от естественных врагов.

Вопросы гигиены в пчеловодстве включают в себя такие приемы, как поддержание чистоты под клубом пчёл (туда падают паразиты и умершие пчёлы, и здоровые особи не входят в контакт с ними). Важно защищать пчел от весенних заморозков, так как в это время их расплод особенно уязвим. Необходимость дезинфицировать пчелиное жилище раз в три года объясняется тем, что в природе пчелы редко живут на одном месте дольше трех лет. Обычно затем они перелетают в другое место.

Еще одним природным способом самоочищения пчелиного семейства является роение, или процесс естественного размножения пчел, когда часть улья, состоящая из самых здоровых и молодых пчел, улетает, чтобы отстроить новое гнездо и там начать делать новый мед. Зачастую пчеловоды борются с этим процессом, пытаясь сохранить семью и избежать неизбежную при этом потерю меда, но все попытки остановить роение чаще всего наносят пчелам только вред. Здесь очень важно понимать, что коллективный разум пчел не подчиняется и не должен этого делать в угоду желаниям и удобству человека. Следует честно признать, что мы до сих пор не понимаем в полном объеме все детали и взаимосвязи их жизни.

Например, интересный факт про силу и выносливость пчел связан с тем, что свои зимовки они могут спокойно проводить на улице. (Конечно, при условии наличия удобного домика и достаточного запаса меда). Пчёлы не боятся холода и способны сами поддерживать в гнезде нужную им температуру.

Но самый главный секрет, который знают все пчеловоды, это волшебная фраза из «Книги джунглей»: мы с тобой одной крови — ты и я… Любовь, уважение, адекватная забота — это лучшее отношение, на которое пчелы откликаются, принимая человека и не нанося ему вред. Перед контактом с насекомыми важно успокоиться самому, оставить все негативные мысли и чувства, убрать с тела лишние, особенно химические, запахи. Важно правильно настроиться и почувствовать этих удивительных золотых тружениц, и они обязательно отблагодарят вас самым вкусным и полезным мёдом.

 

Дети солнечно-рыжего меда
И коричнево-красной земли —
Мы сквозь смерть во плоти проросли,
И с огнем наша схожа природа.

Подымаясь к огню на высоты,
Припадая бессильно к земле,
Неустанно мы строим во мгле
Наших тел шестигранные соты.

В них огонь претворяем мы в мед.
И, поднявшись над солнечным краем,
Точно свечи из воска сгораем…

В улье неба века и века
Мы, как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся, солнечной пылью повиты,
Над огнем золотого цветка.

Максимилиан Волошин