Вино кельтов

Автор: Олег Чернэ

Вино кельтов. Статья Олега Чернэ

Наши постоянные читатели знают, что в древности напитки имели культовую значимость, но при этом имели не символическое или религиозное, а функциональное значение. Напитки являлись частью системы развития человека, принятой в той или иной культуре.

Все великие народы древности имели не столько некую философию или этическую систему, сколько выраженную и четко осознаваемую систему развития. Принадлежность человека к конкретной культуре определялось соответствием его действий принятой системе координат. То есть кельт, к примеру, — это, скорее, состояние сознания, чем этническая принадлежность.

В истории человечества кельты стали едва ли не первой группой, столь ясно определившей значимость развития человека и создавшей стройную и прозрачную систему достижения высших состояний. Напитки в этой системе играли ключевую роль, и в этой статье мы подробно опишем эту роль.

Кельты

Кельты — группа племен индоевропейского происхождения. Кельтский период истории Европы начинается в IX в. до н. э. (железный век) с активного расселения кельтских племен из района Альп. В период наибольшего расселения кельтские племена занимали большую часть Европы и даже расселялись в Турции (галаты). Римляне называли кельтов галлами за цвет кожи (galli — молочные, лат.)
Кельтские языки в наши дни постепенно расширяют сферу влияния. Сохранилось две подгруппы: бриттская подгруппа, включающая валлийский язык (Уэльс), корнуольский (Англия) и бретонский (Франция), и гойдельская подгруппа — ирландский, шотландский и язык острова Мэн.
Кельтские топонимы в Европе. Париж (кельтское племя паризиев), Бельгия (белги), Богемия (от бойев) и пр.

Кельты внести огромный вклад в понимание возможностей напитков. Но прежде чем описать их культуру напитков, взглянем на кельтскую культуру в целом, попробуем понять систему их мировоззрения, а точнее, систему их развития, чтобы понять интересующую нас частность.

Для лучшего понимания нам следует провести кросс-культурные параллели и обратить внимание на связь кельтов с другими культурами, в настоящий момент, возможно, более известными и изученными. Например, убежденность в возможности реинкарнации роднит кельтов с народами, о которых без труда вспомнят наши эрудированные читатели. Но в связи с изучением напитков нас больше интересует другая особенность.

Высшим состоянием в кельтской системе развития является возможность достижения бессмертия. На возможность достижения бессмертия указывали и другие культуры — майянская, тибетская, индийская, культура инков, анасази и т. д. Кельтская культура не является в этом смысле уникальной, но вот роль напитков на пути достижения бессмертия у кельтов была совершенно особой.

В каждой из указанных нами культур существует понятие особого пространства, которое можно условно назвать «астральным городом» и с которым можно выстроить связь в процессе развития и достижения бессмертия. Самыми известными такими пространствами на планете Земля являются, пожалуй, тибетская Шамбала и индийские Гималаи, хотя подробно описаны и иные. В кельтской культуре таким пространством считается хрустальный остров Авалон (Emain Ablach, Эмайн Аблах — остров Яблок).

Авалон — вершина кельтского мира

Согласно кельтской традиции, Авалон является пространством, в котором пребывают сущности, достигшие бессмертия. С этим пространством Землю связывают особые энергетические точки, называемые сидами. Это вполне реальные объекты, которые мы с вами можем посетить, — обыкновенно это холмы или курганы, возвышенности, в изобилии представленные на кельтских территориях.

Наиболее известные и почитаемые из них — это сид Тор и сид Гластонбери. Самый известный объект кельтской культуры — Стоунхендж — также является частью системы взаимосвязи с Авалоном, этим кельтским «городом бессмертных». Заметим, что бессмертие само по себе не было целью, но рассматривалось как состояние проживания определенного качества, и на это качество должны были оказывать влияние различные напитки и эликсиры.

Формат нашей статьи не позволяет нам подробно остановиться на описании природы бессмертия, этому посвящены специальные труды. Отметим лишь, что процесс достижения бессмертия имеет энергетическую природу и во многом связан с развитием мозга. Достижение бессмертия предполагает определенный уровень энергетических процессов, увязанных с ментальным и физическим развитием.

Примеры достижения бессмертия подробно описаны в трудах даосской (традиционной китайской) и индийской культур. В авраамических культурах — христианстве, исламе и иудаизме — подобная возможность либо отвергается, либо мистифицируется, в то время как в этих традициях она описана системно и пошагово.

Флаг острова Мэн

На флаге острова Мэн изображен символ быстроногого Мананнана мак Лира. Остров является владением английской короны, однако в состав ЕС не входит. На острове с 979 года заседает один из старейших (наряду с фарерским и исландским) парламентов мира — Тиндвальд. На раннее заселение острова указывает обилие мегалитических памятников. Часть населения говорит на местном мэнском языке.

Что касается кельтов, то они едва ли не первыми обозначили возможность достижения таких состояний и указали на роль напитков в этом процессе. Первой личностью в кельтской традиции, достигшей уровня бессмертия, считается Мананнан мак Лир (Mannanan mac Lir), живший на острове Мэн в Ирландском море. Согласно преданиям, он боролся с приходом на Землю энергий, которые должны были усложнить как сам процесс достижения бессмертия, так и возможность бессмертных жить на нашей планете.

Мананнан мак Лир был первым, кто возвестил миру об Авалоне, и он приложил множество усилий для установления связи между Землей и этим пространством. Со временем Авалон стал, можно сказать, стержневым, культурообразующим элементом, своеобразным центром притяжения, вокруг которого сформировалась кельтская культура и кельтская система развития. Именно сформировалась, притягивая различные кельтские племена со всего мира.

Человек, принадлежащий кельтской культуре, и этнический кельт, как ни странно, не одно и то же. Фактически, кельт — человек особого качества, который посвятил всю свою жизнь преобразованию и развитию. Не случайно в союзы кельтских племен в разные времена входили племена различного происхождения. Кельты активно взаимодействовали с другими народами, например, с иберами (древним населением Европы), результатом чего стало появление племени кельтиберов. Кельты всюду впитывали знания, они постоянно учились.

Котел, кубок, чаша…

Корни кельтской культуры напитков — эля, сидра, вина, пива, виски и пр. — ведут к идее всепорождающего котла, что соотносится с местом, где энергия способна преобразовываться и создавать своеобразный нектар, эссенцию, которая получается посредством соединения различных энергий — воздуха, воды и огня. Впоследствии понятие воздуха заменило дерево как символ места, что, в частности, указывает на обращение кельтов к силе священных растений.

Вино кельтовПоскольку Земля давала силу определенного уровня, а жители планеты обладали способностью усваивать эту силу, ферментативные процессы происходили не во всяком месте, а были связаны с определенными зонами-сидами. К этим зонам относился и ряд пещер, источников, дубовых рощей, ставших у кельтов священными. Это объясняет, почему священными местами у всех народов становятся те или иные места: у них особая сила.

Кстати, на подобную работу с пространством для получения определенной силы направлены и многочисленные мегалитические сооружения древности. Каждое из них имело свою функцию в зависимости от исходной силы места и поставленных древними архитекторами задач. К примеру, некоторые мегалиты собирают эссенцию солнечной энергии в день солнцестояния или солнцеворота. Безусловно, для работы с такими «трансформаторами» и «генераторами» древности требовалось глубокое понимание энергетических процессов, способность работаться с энергией.

Остров Мэн ассоциируется в кельтской мифологии с местом, где существовала первая (применительно к напиткам) лаборатория трансформации — первая вискокурня или винодельня, которую контролировал Мананнан мак Лир. Впоследствии, в христианское время, образ Котла творения, Всепорождающего котла кельтов трансформировался в образ чаши и соединился с образом священного Грааля (чаши Христа). Процесс регенерации и ферментации различных ингредиентов был условием получения искомого нектара, которым питались кельты, взращивая свою силу на пути развития.

Потребность в ферментированных напитках возникла в процессе глобальных изменений, происходивших на планете. Частотные характеристики Земли изменялись, изменялась вибрация пространства, изменялись и потребности в еде и питье. При переходе на пищу более «грубой» частоты выяснилось, что не все заинтересованные лица могли ее воспринимать. Возникла необходимость в получении эликсиров, которые могли бы поддерживать и взращивать нужный уровень силы.

Часть исследователей относит мегалиты к кельтской культуре

Часть исследователей относит мегалиты к кельтской культуре, часть считает, что они были сооружены еще раньше

Здесь уместно поговорить о «божественности» кельтских напитков и совершить краткий экскурс в кельтскую мифологию. Согласно легенде, в древние времена в Авалоне существовало условие для жизни двенадцати бессмертных божественных сущностей, но среди них не было самого совершенного, который выражал бы в себе общие черты. Возникла возможность развить его на Земле, так как это единственное место, где можно приумножить энергию путем ферментации или перегонки, поскольку лишь на Земле существовали необходимые условия преобразования.

Так на земле появился Мананнан мак Лир, создавший на острове Мэн своеобразную лабораторию для создания тринадцатой бессмертной сущности — человека, которому и помогали двенадцать небожителей. Проблема заключалась в необходимости энергетического питания этих небожителей, так как к грубой пище они были не приучены. Так Мананнан стал создавать различные алхимические жидкости.

Наступило время, когда жившие на Земле больше не могли питаться тонкой энергией (изменилась сила Земли), и Мананнан мак Лир стал искать иные способы получения энергии, что проявилось в Знании Двух кубков, связанных с перегонкой и ферментацией. Именно процессы перегонки и ферментации и стали первыми действиями на Земле, которые мы можем отнести по профессиональной принадлежности к алкоголю. Эта пища называлась «вином преобразования» или «молоком». Впоследствии она ассоциировалась с тремя коровами (в большей степени с Бурой) и уже в Средние века — с Зеленым рыцарем (героем эпоса о короле Артуре).

Дубовые рощи и леса почитались кельтами как священные

Дубовые рощи и леса почитались кельтами как священные

Искусство ферментации

Олицетворением преобразования или возгонки была богиня Эйне (Eithne — собирательный образ всех женщин от матери кельтского божества Луга до матери крестителя кельтов святого Колумбы). Именно этим занялся сначала Мананнан мак Лир, а затем другие герои кельтского эпоса — Финн мак Кумал и Кухулин.

Первым вином называлось молоко, которое получали от Бурой коровы (снова кросс-культурные параллели — образ священной коровы мы встречаем и в других странах). По преданию, Бурая корова питалась особыми травами и в особых местах (прежде всего, она связана с легендарной Тарой).

Сид Тара — холмистая возвышенность возле реки Бойн в Ирландии.

Сид Тара — холмистая возвышенность возле реки Бойн в Ирландии.
Резиденция кельтских королей до XII века, центр культурной жизни Ирландии. Эпос связывает это место с Авалоном — священным пространством кельтов. С Тарой связано множество древних памятников и реликвий, включая высокий коронационный камень-менгир Фаль (Lia Fail). По преданию, он, подобно эдинбургскому Камню судьбы, издавал особый звук при коронации «правильного» монарха.

Священных коров у кельтов было три: Бурая, Черная и Белая. Белая корова давала эссенцию Неба, Черная — Земли, а Бурая — это деяния человека. Три коровы — это образ трех дорог или трех условий, при которых возможно получить чудодейственный нектар. Первое — из чего он делается, второе — посредством чего и третье — где делается нектар, то есть это базовые законы виноделия, разработанные кельтами.

Конечно, нельзя не сказать об особом отношении кельтов к воде. Для них вода — это субстанция, имеющая силу, которую можно преобразовывать и которая дает связь с Авалоном. И нехватка воды, с одной стороны, а с другой — ее усиление побудило кельтов взращивать силу, что легло в основу изготовления эля, пива, сидра, виски и, конечно же, вина (на территории главных кельтских центров не было достаточных условий для изготовления вина, и они пользовались, в первую очередь, территориями Германии, Франции и Италии).

История котла творения вновь возрождается к жизни в XIV  веке и уже реализуется в идеях поиска Грааля орденом тамплиеров. В этот период образ Мананнана, по сути, заменяет Зеленый рыцарь (герой сказаний о короле Артуре).

В Средние века уделяется все больше внимания характеру поведения и культуре потребления напитков. Ритуализированный процесс потребления вина становится важнейшей составляющей для обретения нужного состояния. Фактически, чем дальше от периода кельтов, тем более качественные напитки становится способно делать человечество, но и тем больше требуется осознанности и некой внутренней дисциплины. Ну и, конечно, следует понимать, что во времена Мананнана жизнь во лжи не могла существовать (вследствие необходимости обретения качественных состояний), а с ее наращиванием стало возникать все больше требований именно к процессу потребления.

Важная особенность кельтских напитков заключалась в создании определенного напряжения, помогающего трансформировать свое сознание до уровня энергетической частоты Авалона. Связь с Островом Яблок наиболее очевидна в случае с сидром — напитком из яблок.

Потребление напитков стало для кельтов определенной формой экстаза, который был соотнесен с тремя понятиями: война, вино и любовь. Эти три формы состояния возбуждения позволяли кельтам изменять частоту сознания и переходить в сонм бессмертных. Таким образом, здесь выражается некая особая функциональная задача потребления напитков, которая была заложена кельтами.