Индейские напитки духа

Автор: Бен Челеро

Индейские напитки духа

В нашей исторической рубрике представляем материал исследователя индейских культур Бена Челеро, путешественника, автора нескольких книг о культуре и напитках коренных народов Америки. Автор раскрывает секреты напитков силы, рассказывает о задачах и принципах культуры традиционных индейских напитков.

 

Напитки духа — так можно назвать все жидкости, которые использовались и продолжают использоваться в традициях коренных народов Южной и Северной Америки. Понимание жизни как способа взаимодействия со своим духом объединяет все индейские традиции. Сам дух — это воплощенная идея Бахуса, переложенная на местную почву: связь с силой напитка и способность настроить потребляющего на высшие переживания. Таковы общие понятия индейских культур, генетически хранящих ценность связи с силами природы.

Причем напиток из кукурузы, кактуса или голубой агавы определяется ими одинаково — что-то вроде святой воды. Так, чокоатль (напиток из шоколада) у майа и ацтеков назывался «пенящейся водой», напитки из трав у аймаров и кечуа — «освещенной водой», мате у гуарани — «напитком, подаренным богом Тупи». В общем, все сводится к определенному отношению индейцев к природе и к вегетативным процессам. По сути, из чего бы напитки ни делались, в индейских культурах они соотносятся с культовыми процессами и подобны вину — вне зависимости от градуса.

мате

Мате

Конечно, со временем произошли некие изменения, которые сформировали и различные привычки. Однако самыми важными и почитаемыми и по сей день остаются напитки богов и связанные с ними напитки силы, напитки шаманов и местных врачей.

Напитки силы, в свою очередь, сформировали и понимание жидкости как еды, как способа насыщения. Это связано с тем, что племена долгое время переходят по джунглям и принимают лишь отвары различных кореньев и листьев, которые питают не только их тело, но и сознание. А привнесенной культурой стало, конечно, то, что мы называем алкогольными напитками, пришедшими к индейцами со всеми остальными радостями цивилизации. Разберем эти аспекты подробнее.

 

Напитки богов

Опыт взаимодействия с растениями силы сформировал у индейцев культуру использования настоек, отваров и эликсиров, открывающих при должном подходе огромные возможности для поддержания сил и здоровья. Основная же цель всего этого — удержание силы внутри.

Напитки богов, или напитки духа — аяуаска, пейотль, калея закатечичи, теонанакатль (букв. «плоть бога»), хеймия (синикуичи), настойка кактуса Сан-Педро, юрема, тлитлитцин у ацтеков и др. — все эти напитки использовались индейцами в ритуалах и инициационных действиях, и все они обладают определенной силой, требующей настройки.

Одной из старейших и наилучшим образом сохранившихся традиций является приготовление и потребление напитка на основе растения айяуаска. Процесс приготовления таких напитков — длительный и ответственный, и готовятся они, как правило, специально под ту или иную задачу.

Сегодня при большой размытости понятий и безответственности тех, кто делает на этом деньги, очень редко можно найти правильно приготовленный напиток, но это еще, как говорится, полдела. Требуется еще и особое умение принимать его. Но при этом можно сказать, что именно благодаря культуре напитков из растений силы и сохранилась традиция использования некоторых видов растений.

Важнейшим условием принятия подобных напитков является сила пространства, где растут растения, используемые в качестве ингредиентов, — только тогда растения имеют нужный уровень качества, достаточный для использования. Для напитков индейцы используют только соответствующим образом приготовленные ингредиенты: растения должны расти в нужных местах, иметь определенную стадию вегетативного цикла, то есть их требуется вовремя собрать и правильно подготовить.

Опыт наблюдения за природой и использования различных растений суммировался в знаниях о возможностях развития человека путем потребления различных напитков. То есть такие напитки для индейцев всегда имели не столько символически-ритуальное значение, сколько функциональное.

Принятие растений происходит под присмотром шамана, так как растения содержат психоактивные вещества, а то и вовсе ядовитые компоненты, которые без должных навыков потребления могут навредить здоровью. Непонимание этого оказывает отрицательное воздействие на психику и даже может привести к летальному исходу.

аяуаска

Аяуаска

Медицинские напитки

Медицинские отвары и напитки всегда тесно ассоциировались у индейцев с силами природы, или с тотемными силами. К медицинским напиткам относятся различные отвары и настойки трав — ункария опушенная (кошачий коготь), шалфей предсказателей, коатль шошоуки (turbina corymbosa) и другие — представлять их можно бесконечно, но давайте попробуем понять суть этого процесса.

Дело в том, что индейская медицина — это, в первую очередь, медицина духа. То есть правильнее было бы сказать, что индейцы никогда не лечили тело вне контекста связи с его духом. Шаманы прежде всего лечат или восстанавливают дух, а тело всегда было для них следствием. Человек не может считаться здоровым, если у него нарушения на уровне духа.

Вообще-то, массы болезней — от гриппа и кори до оспы и коклюша — индейцы не знали, все это им привезли европейцы. Хотя, конечно, такие заболевания, как желтая лихорадка или малярия, связанные с особыми климатическими условиями, существовали в Америке и раньше — против них как раз и создавались медицинские настои и отвары. Однако надо понимать, что любое заболевание индейцы всегда связывали с недостаточностью внутренней силы и в первую очередь восстанавливали ее, а сам процесс восстановления занимал достаточно много времени и усилий.

Но самое важное было установить причину поражения, чем занимались различные мастера-шаманы — брухос, аяуаскеро, курандеро и прочие шаманы Южной Америки, которая благодаря климату и большому изобилию подходящих растений занимает главенствующее место в медицинской культуре региона.

 

Напитки как пища

Возможно, данное понимание можно отнести ко временам захвата новых территорий конкистадорами, которые не жаловали индейцев едой, но при этом нещадно их эксплуатировали. Оставляя невольников-индейцев подолгу без еды, они, однако, с удивлением обнаруживали не только высокую выживаемость индейцев, но и наличие у них огромной жизненной силы, хотя кроме воды и трав им не было ничего доступно.

Таким образом, мы можем выделить два направления в напитках, имеющих фактор брожения, ферментации, — это напитки как еда (чампуррадо или атоле из шоколада у мексиканцев, какао и др.) и еда как питье (посоле, пиноле, атоле, мате, кава, гуарана, квас из белой кукурузы и др.). Конечно, самыми показательными здесь являются напитки на основе кукурузы, маиса, настаиваемые с примесью различных растительных ингредиентов, листьев, перца или фасоли и затем растираемые на матате. Из подобной массы затем приготовляют лепешки. По такой же схеме обращаются с разными бобовыми, какао. Не менее популярны и плоды различных деревьев.

Однако следует понимать, что индейцы никогда не ели что попало и как попало, так как любой фрукт или плод был для них частью взаимодействия с силами природы. Еда была процессом, скорее, ритуальным, нежели просто питанием в современном понимании. Индейцы ели, как правило, на заходе солнца раз в день. А все остальное время питались жидкостями.

Интересно, что шаманы делились по типу потребления как пищи, так и напитков в зависимости от своей внутренней диеты или настройки на те или иные силы природы. В общем, приготовление различных ферментированных продуктов сформировало и особую кухню индейцев, связанную с использованием различных ингредиентов, из которых получали продукты брожения. И, конечно, основными стали кукуруза на севере и киноа на юге.

гуарана

Гуарана

Алкогольные напитки

Алкогольные напитки хоть и стоит считать культурой, привнесенной индейцам их завоевателями, но лишь с позиции психологической. То есть спаивание и отвлечение от традиционного уклада жизни принесло в жизнь индейцев пьянство и алкогольную зависимость. Но это, так сказать, одна сторона вопроса.

Другая заключалась в том, что открылись невиданные прежде возможности для дистилляции и перегонки, что позволило вывести на более высокий уровень взаимодействие с растением. Ну а сам факт брожения и ферментации жидкостей был знаком индейцами еще задолго до того как им стала доступна дистилляция.

То есть получается, что эта тема содержит в себе сложнейшие пересекающиеся пласты, основанные на традиции и в то же время ее разрушении. Сложность в понимании этого вопроса состоит и в том, что мозг индейца, поколениями приученный брать из жидкости все, максимально настраивается на любую жидкость. И когда они потребляют не просто какой-то сильный или некачественный алкоголь, но и даже кока-колу, они быстро пьянеют.

Алкогольные напитки хоть и стоит считать культурой, привнесенной индейцам их завоевателями, но лишь с позиции психологической.

Поэтому, внедрив в их жизнь некачественные напитки, индейцев просто подчинили неразумному существованию. А так как с древних времен индейцам был знаком вкус ферментированных жидкостей на основе кукурузы (теосинте), меда, различных фруктов, ягод и кактусов (таких, скажем, как харен-питайя), то перестроить их было несложно. Крепость напитков была где-то от 4 до 12 %. А сам прием напитков соотносился либо с ритуальными целями, либо был источником питания.

Но нарушив саму причину питания и задачи потребления, индейцы в основной своей массе стали жертвами того, что потеряли связь со своей культурой и не смогли развить что-то новое, если не считать бизнес, построенный на алкогольной продукции.

Самая большая сложность здесь заключалась в ментальном ущербе. Отняв у индейцев их верование и настройку на силы, с которыми они были связаны, индейцев, по сути, лишили идентификации. Так из традиционного ритуального уклада были выведены чича, теосинте, харен-питайя, бальче, пикула-какла и другие, а вместе с тем изменилось их качество и, соответственно, отношение к ним.

При этом у ряда племен, сохраняющих традиционный уклад, сохраняется и культура потребления достаточно сложных напитков наподобие айяуаски или еще более редких напитков индейцев сельвы. Знакомство с этими напитками стороннему человеку практически недоступно и возможно лишь при достаточной подготовке и всестороннем изучении индейских культур.

Теотиуакан

Древний город ацтеков Теотиуакан