Сила армянской традиции

Автор: Ольга Степина

Duduk

Если бы формат журнала предполагал возможность аудиосопровождения, то фоном этого рассказа должна была бы стать негромкая и выразительная мелодия дудука. Глубоким и проникновенным звучанием он уводил бы нас в виноградники Араратской долины, залитой солнцем, погружая в магию древней культуры, которая пропитывает тут буквально все.

Культурный код пространства Армении

Интересно задаться вопросом: как мы судим о том или ином народе или стране? По каким критериям? Сосредоточение денежных масс, военная мощь, научно-технический прогресс, доминирование в политике, спорте, массовой культуре? Что определяет характер того или иного этноса? Возможно, есть народы на Земле, задача которых не соревноваться с другими, а нести и выражать какой-то иной, более глубокий смысл. Но так как они делают это спокойно и просто, на общем фоне и на расстоянии заметить их сложнее, а понять их глубину возможно только при непосредственном контакте и погружении в эту культуру.

Вероятно, правильным было бы воспринимать какую-либо национальную культуру, беря за основу ритм природы, рождаемые им символы, музыку, язык, религиозные особенности, архитектуру и т. д. Это во многом формирует сознание нации, ее особенные черты. Через эту призму можно легко определить характерные черты народа Армении: трудолюбие, достоинство, стойкость, вера, глубокое жизнелюбие и готовность к обновлению с опорой на традиции.

К примеру, язык Армении — это один из старейших ныне используемых письменных языков. Древний армянский алфавит дошел до наших дней в неизменном виде. Но еще задолго до создания армянской письменности на этих землях стала складываться стройная система мифологических преданий, песен, сказок, эпосов. Все это пропитывало дух народов, живших на этих территориях, формируя определенную самоидентификацию и картину мира.

Особый ритм этих земель проявляется и в том, что вплоть до VI века армяне вели собственное летоисчисление: древнеармянский календарь начинался с победы легендарного отца армянской нации Айка над вавилонским царем Бэлом в 2492 году до н. э. Самоназвание армян «хай» происходит именно от могущественного и грозного великана Айка.

В древности территория Армении считалась раем на земле. Относилось ли это к силе места или это было общим отражением гармоничности пространства, его особого звучания, мы не знаем. Но факт остается фактом: это место всегда считалось благословенным, что отражается в самых разных источниках — в Библии, древних легендах, научных исторических исследованиях, археологических раскопках. И одно из сокровищ Армении — это виноградная лоза и вино как результат удивительного союза между землей и солнцем.

Колыбель мировой культуры

Земли Армении тысячелетиями притягивали к себе людей, поскольку первые следы присутствия здесь человека археологи относят к периоду от 1,9 миллионов до 600 тысяч лет до н. э.

Армянское нагорье стало котлом, где сплавились воедино многие этносы и культуры. Фригийцы, урарты, хурриты, лувийцы и многие другие создавали удивительную традицию культурного наследия этой земли. Во многих областях представители этих народов демонстрировали высокие достижения, и виноделие не было исключением. В период возвышения Урарту был разработан технологический алгоритм работы на виноградниках и такие процессы виноделия, которые сохранили свою актуальность на века. Вина Армянского нагорья были востребованы древним миром: они импортировались во многие страны и считались высококачественными.

Во многом этому помогал климат местности: высокие температуры с обилием солнца, хорошо прогретые вулканические почвы способствовали накоплению высокого уровня сахара в винограде, что позволяло получать крепкие и сладкие вина. На этих территориях виноград веками рос как в дикой природе, так и на окультуренных землях. Известно о существовании более двухсот автохтонных сортов винограда, обладающих собственным характером и отличительными качествами.

Иван Константинович Айвазовский. Сошествие Ноя с АраратаИван Айвазовский. «Сошествие Ноя с горы Арарат», 1897 год. Эскиз

Неоспоримым свидетельством древности армянского виноделия на сегодня считается винодельня возрастом более 6000 лет, расположенная в пещере Арени-1 в Вайоцдзорском районе. В 2007 году в ней были обнаружены следы старейшей винодельни в мире — бродильные бочки, винный пресс, кувшины для вина, черепки горшков и сосудов для питья. По оценкам специалистов, винодельческое хозяйство в Арени как минимум на тысячу лет старше другой, считавшейся до этого самой древней винодельни, которая была раскопана в округе Иудеи и Самарии (Израиль) в 1963 году, и на девятьсот лет старше находок следов вина в египетских гробницах.

Вход в пещеру Арени

Вход в пещеру Арени

В Арени был обнаружен хорошо сохранившийся сосуд высотой более полуметра, резервуар для давки винограда длиной в метр, выполненный из глины и покрытый сверху мальвидином (одним из антоцианов, который при экстракции виноградного сока переходит из кожуры плодов в красные вина), кувшины для ферментации вина, глиняные чаши, а также виноградные косточки, остатки прессованного винограда, чернослива и грецких орехов, следы высохших виноградных лоз. Анализ обнаруженного винограда показал, что этот древний сорт идентичен сорту Арени Черный, который продолжает использоваться в этих местах в наши дни.

Вход в пещеру Арени

Чаша со львами (3 тыс. до н.э.)

Древние виноделы давили виноград ногами, сок стекал в большой чан объемом 65–68 литров, где он сбраживался до нужного состояния, и затем его разливали по кувшинам. По предположению ученых, это были представители Куро-араксской культуры, существовавшей на Ближнем Востоке в IV–III тысячелетии до н. э. Жители этих мест вели активную торговую деятельность.

Из-за обрушения свода пещера была заброшена, а ее содержимое смогло сохраниться через века благодаря уникальному микроклимату с низкой влажностью и сухому грунту, который защитил органические материалы от разрушения грибком и плесенью.На сегодняшний день многие исследователи полагают, что одомашнивание виноградных лоз произошло именно на территории современной Республики Армения, и уже с этих земель виноград начал свое победное шествие на юг и затем на запад, создавая виноделие таким, каким мы знаем его в наши дни.

Место силы земли

Скрытые силы земли в Армении до сих пор «дышат», они очень активны, проходя через видимые и незаметные глазу геологические процессы. Земля Армении отражает элементы почти всех фаз формирования планеты. Это гладкие степи, равнины и плоскогорья, высокогорья и огромные горные складки и хребты. Активная деятельность вывела на поверхность большое количество лавы и разных пород, питая и делая эти земли удивительно насыщенными.

На относительно малой территории мы можем наблюдать сильно разнящиеся и весьма неоднородные почвы: бедные гумусом полупустынные, степные черноземы, каменистые сухие степные, плодородные лесные, высотные горно-луговые. Армянские земли богаты полезными ископаемыми, запасами полудрагоценных камней, золотом и даже ураном.
Монастырь Агарцин (XI—XIII в.) Монастырь Агарцин (XI—XIII в.)

Сегодня почти 80 % всего сельского хозяйства Армении сосредоточено в Араратской долине. Лавовые, богатые минералами почвы по-особенному воздействуют здесь на виноград. Даже пятилетний корень может обладать достаточной силой и мощью, и, скажем, пятидесятилетняя лоза будет отличаться от него лишь мудростью и выдержкой. Местная земля дает большое разнообразие автохтонных сортов, но требует от виноградаря больших усилий и тяжелого труда. Фактически он должен отвоевывать лозу у сурового климата, засухи и резких перепадов температур.

Об особой силе пространства Армении говорит и ее вода. Армения — страна ста озер, и именно вода, ее свойства и структура во многом определяют качество и характер жизни, энергию всего растительного и животного мира, в том числе и человека. Самое крупное высокогорное озеро Севан способно менять цвет своих вод от нежно-бирюзового до серебристого или свинцово-черного. По преданию, воды озера были источником влаги для богов и звезд. На островах и берегах Севана издревле строились религиозные урартские центры, а позже стали возникать христианские монастыри.

Страна древнего христианства

Вся Армения есть единый символ христианства. Традиция восприятия вина как сакрального напитка, безусловно, возникла еще в древние времена, но в христианской традиции она получила особенное звучание и развитие. В 301 году Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии. На многие века христианство Армении стало тем фундаментом, той опорой, которая помогала нации сплотиться и отстоять свою культурную автономию.

ХачкарПосле 150 лет пребывания в составе единой христианской церкви армянский католикосат принял решение самостоятельно сохранять древние православные положения и уклад веры. Армянская церковь демонстрирует сдержанность, строгость, аскетичность, в храмах мало икон, а на стенах как изнутри, так и снаружи мы можем видеть удивительную резьбу по камню, которая то ли хранит в себе какую-то особую красоту и напряжение, то ли принимает ее. А хачкар, резной армянский каменный крест («хач» — крест, «кар» — камень), является символом пространства в камне.

Об армянских монастырях можно в целом говорить и как о символе виноградарства. Их стены зачастую украшают реальные или стилизованные виноградные лозы. На протяжении многих столетий монахи делали в них специальное вино для евхаристии, при этом вино при совершении таинства использовалось цельное, не разбавленное водой.

Сила армянской традиции

Практически любое описание истоков виноделия в Армении отсылает нас к библейской истории о том, как после Великого потопа Ной сошел с ковчега на гору Арарат и посадил виноградную лозу, став первым виноделом. И первое, что следует здесь отметить, — выбор самого места для продления жизни на планете. Вероятно, неслучайно по определенному волеизъявлению именно Арарат стал отправной точкой нового витка развития цивилизации. И второй важный момент — это взаимодействие армянской нации с этой легендой.

Эчмиадзинский кафедральный собор Эчмиадзинский кафедральный собор

Согласитесь, многие национальные культуры имеют легенды о первых открытиях в каких-то областях, о значимых событиях мировой истории… Но являются ли такие факты для представителей этих народов предметом определения своей национальной идентичности и личной гордости? Ощущают ли они на самом деле свою причастность к истории, предкам и событиям многовековой давности?

Как факт истории это всегда, конечно, отмечается, но вот так, чтобы ныне живущие физически воплощали чувство связи с этим прошлым, реально идентифицировали себя с историей и тем духовным посланием, которое там возникло, — это едва ли. Чтобы увидеть такое на этой планете, нужно приехать в Армению. Великий народ, прошедший через всевозможные испытания и угрозы уничтожения этноса и культуры, на сегодняшний момент являет ясно выраженную настройку на свою идентичность и духовную традицию.

Это одна из причин, по которой армянское виноделие, имевшее большую известность в древности, практически ушло в тень в современном мире. Для армян важнее сохранить себя, ту историю, которой, кажется, пропитан в их стране каждый камень. Да, они разъезжаются по миру, но обратите внимание: армянин всегда помнит, что он представляет не только себя, но и свою нацию. Рождаются ли они с этим, или это передается какой-то тонкой культурной настройкой, но факт остается фактом: армяне реально воспринимают и выражают то, что они являются потомками Ноя, потомками Урарту, хранителями ценностей раннего христианства и многих других секретов человечества.

Интересно, что в Армении об этом говорят все (конечно, каждый по-своему) — от простых фермеров, работающих на виноградниках, до представителей власти самого высокого порядка. Разными словами те, кто работает в винодельческой промышленности, честно говорят о существующих сложностях, но лейтмотивом везде звучит одна фраза: нам важно сохранить историю, национальную особенность, то лучшее и уникальное, что мы имеем.