Солнечный пир этрусков

Автор: Олег Чернэ

Солнечный пир этрусков. Путь вина

Изучение древней культуры этрусков в наши дни представляет исключительный практический интерес. Этот античный народ, который четко обозначил путь, цикл своего развития и осознанно следовал ему, во многом определил развитие европейской культуры. Ключевое значение в жизненных процессах этрусков, в системе их личного и общественного развития имело правильно приготовленное и воспринятое вино.

История и этруски

Солнечный пир этрусков. Путь винаЛюбопытный вопрос: зачем нам история? Чтобы учиться на ее ошибках? Но так мы лишь поймем, как поступать не надо. Чтобы не забывать о своих корнях? Так мы, скорее, формируем представление о самих себе и живем этими представлениями. Кто-то на историю смотрит и вовсе как на что-то бесполезное и скучное. Найдутся и такие, кто ищет в формах прошлого убежище от вопросов собственной жизни.

Из истории этрусков можно извлечь личную пользу самым очевидным образом. Их историю, конечно, можно рассматривать и с привычных позиций: обозначить хронологию, описать пантеон, упомянуть о правителях и жрецах, которые чем-то там занимались… Можно даже описать их занятия и решить, что с ними, в целом, все ясно. И тогда с позиции современности все это будет выглядеть познавательно, но совершенно бесполезно.

Человек так или иначе смотрит на историю и на что угодно вообще с позиции своей реальной жизни, реальных знаний, которые являются единственным реальным мерилом и основой существования. И современный человек преимущественно смотрит на историю с позиции технического прогресса. А в этом случае древность — это период отсутствия компьютеров, железных дорог, шампуней и теории относительности.

Древний человек был ближе к природе, чем современный. А ведь к чему человек близок, то он и лучше понимает. Эта близость помогала четче осознавать движущую силу природы — энергию, источник различных явлений, реальное обоснование этих явлений. Как современникам понятны кнопки мобильного телефона, так древнему человеку были понятны и важны энергетические процессы.

Это определило возникновение первых солнечных культов, поскольку солнце — самый очевидный источник энергии. Важнейшей задачей стал поиск таких источников, таких мест, где происходило бы увязывание силы земли, солнца и человека, и таких форм существования, которые давали бы это наполнение.

Этруски. Сцена пира в оф ормлении гробницы

Сцена пира в оформлении гробницы

Так возник культ виноделия, одним из практических аспектов которого был процесс усваивания энергии. Виноград впитывает солнечную силу, а если он вырос в особой энергетической зоне (терруаре), то правильно приготовленное из него вино становится источником особой силы, которую нужно уметь усваивать и увязывать. Это умение стало важнейшим жизненным навыком, универсальным законом и искомым знанием.

Этим знанием и этим законом первыми овладели этруски. Это терруарная культура, взращенная в определенной зоне, которая наполняла силой все, что произрастало и развивалось в ней. В этом процессе важнейшую роль сыграло знание о качественном виноделии, что, по сути, стало основой европейской культуры. История современной этрускам Европы — это история борьбы народов за источники силы и знания о процессах культивации (увязывания, усваивания, взращивания) энергии. А от этих процессов зависело во все времена и зависит сейчас реальное качество жизни.

С позиции сегодняшнего дня важно то, что вкус этрусков постоянно находился в развитии. И то требование качественности, которое они предъявляли своей жизни, в наши дни заслуживает глубокого уважения и пристального внимания. Качество было для них, если угодно, стилем жизни, и здесь есть чему поучиться.

Этруски — античная цивилизация I тысячелетия до н. э., взаимодействовавшая с греческой, римской и кельтской культурой и во многом определившая их развитие. Существуют разные мнения о том, откуда на территории Апеннин появились этруски. Но в культуру со стройной системой знаний они оформились уже непосредственно в районе Тосканы, поэтому процессы этногенеза этрусков для нас не так уж важны.

В своем развитии этруски достигли качества, проявленного во всех аспектах жизни. Складывается такое впечатление, что все, что они делали, было сбалансировано, недаром о них говорят как о культуре с «золотыми руками». Очень ровно проистекало и их плавное исчезновения, а точнее, слияние с другими культурами, прежде всего римской.

Культура баланса

При изучении винной культуры этрусков необходимо выделить несколько ключевых факторов, несколько осей, вокруг которых эта культура была сформирована и которые мы постараемся раскрыть. Этруски определили конкретные факторы, позволявшие человеку получать качественное наполнение и развиваться. Это, во-первых, качественность, во-вторых, мера, в-третьих, концентрация. Что это означает?

Усваивание энергии происходило у этрусков в соответствии с текущими возможностями человека. Этруски находили баланс внешних и внутренних усилий, необходимых для эффективного наполнения. Благодаря совокупности внешних и внутренних энергетических связей, человек создавал такое усилие, которое позволяло ему удержать, усвоить, увязать и развить энергию.

Это было внутреннее обоснование качества. Внешним обоснованием, внешним условием качественности были эстетические формы: церемонии, атмосфера, — позволявшие процессам наполнения происходить наиболее благоприятно и эффективно. В этой связи очень важна была геометрия пространства, так как пространство для этрусков имело четкую энергетическую структуру.

Раскопки Популония, больш ого этрусского некрополя в Тоскане

Раскопки Популония, больш ого этрусского некрополя в Тоскане

Таким образом, этрусскую культуру можно назвать культурой меры. Этруски определяли свое существование и развитие с позиции некой меры (тулар, этрусск.), ментально определяемой пропорции, которая контролировала, определяла жизнь человека, помогала ему не терять энергию в излишнем усилии и продолжать развитие. И мера — основной фактор, сформировавший винную культуру, винные пропорции этрусков.

При этом пропорция, мера у этрусков — объемное понятие, совокупность внутренних и внешних условий. Это не только внутреннее ментальное усилие, но и связь с пространством, определение его энергетических параметров, то есть геометрия. Изначально эта наука о формах имела четкое энергетическое обоснование. Взаимосвязь формы и ее наполнения осуществлялась через структуру места, человека, времени и даже усилия природных явлений, и высокая геометрия — наука не просто о формах, но и о наполнении этих структур.

Таким образом, мера понималась как формат, форма, которую нужно наполнять, питать, насыщать. Например, любовь у этрусков также есть некий процесс насыщения, питания. Человек воспринимался как определенная структура, то есть совокупность и взаимосвязь формы и ее наполнения. И каждый человек соответствовал какой-то своей форме и ее мере, взращивая и пестуя эту форму во взаимосвязи со структурой пространства. В этом процессе особая роль отводилась вину. Поэтому человек во всяком действии, в том числе и в процессе принятия вина старался определить ту меру усилия, которая необходима для эффективного существования и собственной пользы.

Существовало 12 видов вин, которые соответствовали различным усилиям, и 12 основных действий, способных усилить и преобразовать дух человека. Такими действиями является изготовление ювелирных украшений, военное дело, ловля рыбы и, что интересно для нас, виноделие и игры, так как здесь формируется дыхание человека (легкие для этрусков вместе с почками, толстой кишкой, сердцем и печенью — основные органы, без поддержания которых было невозможно перейти в другой мир).

Пропорция, или мера, позволяла контролировать процесс церемонии, которой, по сути, было любое действие жителя Этрурии. Само слово церемония, произошедшее от имени одного из городов этрусков Цере, исходило из понимания формы или пропорции. То есть качественная церемония, или качественное действие, может быть совершено благодаря пропорциональности силы, места и действия.

Этрусский орнамент

Этрусский орнамент

В соединении различных структур возникает макрокосм как абсолютная совокупность качественных процессов, выраженных через силы природы, воспринимаемые в образах различных божеств. Таким образом, мир предстает не хаосом, а общностью мер, форм, структур, различных по характеру наполнения, поэтому божества могли иметь различные собирательные качества. Каждая геометрическая модель порождает кристаллическую форму, наделенную животворящей силой.

В понимании этрусков мир является некоей абсолютной идеальной структурой, в которую вписан и каждый человек, также являющийся суммой внутренних связей различного качества.

И как каждая структура имеет свою форму, наполнение и вектор развития, так и человек, находящийся таким образом в совершенно естественной связи с миром, решал задачи наполнения и развития, а также подготовки к смерти, которая воспринималась как переход на новый план существования. Вспомните расхожее выражение «быть в хорошей форме». Это чистая геометрия этрусков, для которых существовали не противоположности (духа и материи, например), а разного качества связи.

Дако — солнечная геометрия

Силы природы в той или иной мере представляли 12 различных богов, которые объединяла Вольтумна, главная богиня центрального храма 12 городов-государств этрусков (их также называют городами лиги этрусков: Арреций, Волатерра, Кортона, Клузий, Ветулония, Рузелла, Вольсиния, Вульче, Тарквиния, Фалерия, Цере, Вейи). В этом храме, расположенном в городе Тарквиния, происходили встречи лукумонов — жрецов и одновременно правителей этрусских городов-государств. В этом месте был возведен город с центральной точкой в виде храма Вольтумны, где увязывается 12 частей пространства, 12 главных городов Этрурии и, что не менее интересно, 12 частей тела человека. Укреплять связь между ними помогало правильно приготовленное и воспринятое вино.

Священное учение этрусков Дако уделяло значительное внимание виноделию, вернее, восприятию невидимого мира виноделия как особой формы пространства, наделенного солнечной силой. Это было пространство, которое выражали бог Солнца Аплу (Аполлон), богиня Луны и земной силы Аритими и богиня экстатического состояния Уни, которой был посвящен целый город Пирги.

Богиня Уни выполняла ту же роль, что и финикийская богиня Астарта или фригийская богиня Кибела. Культ Астарты, как и культ Уни, выражался в процессе особого переживания — предельного контролируемого наполнения чувств — и был связан с процессом виноделия. Это культ возможностей человеческого тела, его способность переживать определенные состояния, позволяющие обогащать и развивать общее качество человека, выводить его энергетику на высший уровень.

Амфора расписанная знаменитым этрусским мастером Евронием

Амфора расписанная знаменитым этрусским мастером Евронием

И для того, чтобы выйти на этот уровень, требовалась определенная подготовка человека, постепенный рост в контролируемом наполнении. Значительную роль в этом процессе играла концентрация. При этом следует понять, что то, что сегодня имеется в виду под понятийной функцией и соотносится с сознанием человека, в древности понималось как определенная комбинация действий, необходимая последовательность различных мер.

Этруски определили 12 видов таких форм в зависимости от характеристик усилия, в котором реализовывались те или иные действия, то есть 12 видов самостоятельных структурных образований, которые соотносились как с местом, так и с самим человеком. Структура, которая выражала высшую земную меру, и был храм Вольтумны в Тарквинии, центральный храм этрусков.

Итак, этруски делили все формы на 12 геометрических фигур, которые могли иметь в себе 8 осей, так как самая совершенная фигура — сфера — имеет именно восемь осей, следовательно, вокруг одной из осей может формироваться соответствующая фигура, но при этом в том или ином виде сохраняются остальные семь осей. Только в этом случае фигура имеет связующую спираль, посредством которой небо соединяется с землей.

Здесь мы наблюдаем связь лозы с геометрией, так как лоза являла собой именно спираль, соединяющую, по верованию этрусков, землю через корни с небом через Солнце. Лоза становится связующим звеном между Аритими и Аплу. Таким образом, вино являлось средством восстановления, соединения 12 частей тела человека, то есть некоторой анатомической моделью древности, ориентированной на объединение всех систем тела, где главными органами были печень, легкие, сердце, почки и толстая кишка.

Здесь наблюдается параллель с тибетской медициной, согласно которой толстый кишечник отвечает за усваивание переработанной энергии, которая через лимфу попадает в мозг. То есть толстая кишка — это орган, отвечающий за работу сознания. И получается, что если мы потребляем вино, то мы можем регулировать дыхание (легкие), циркуляцию крови (сердце), водный обмен (почки) и питание мозга (толстый кишечник).Винный культ этруссков

Винный культ

Процесс виноделия у этрусков был неразрывно связан с вакхическим культом Фуфлунса. Магический культ этрусского бога вина Фуфлунса — это особое состояние, которое было направлено на поддержание не только человека, но и пространства, в котором он жил.

Этому культу отводились специальные места в тех или иных городах. До наших дней дошла история такого места в городе Популония. Собственно говоря, вполне очевидно, что название города Популония (по-этрусски Пуплуна или Фуфлуна) напрямую связано с названием вакхического культа Фуфлунса, которого некоторые исследователи связывают с греческим богом Библиносом. Но бог Библинос — это особое понятие, касающееся хранения вина, тела вина. То есть здесь речь идет об определенном качестве, или формате, имеющем свои границы. Следовательно, бог Фуфлунус — это особое представление о вине, а не просто бог вина. То есть Фуфлунс — это особое пропорциональное усилие переживания, которое связано с местом, пространством и которое у этрусков символизировало целый город.

Таким образом, в названии этрусских городов также присутствует определенный смысл и значение, отражавшее качество места и несущее определенное усилие, концентрирующееся на определенных задачах, связанных с этой зоной.

Связующим звеном между вином и тем, кто его потреблял, были юноши-виночерпии, своеобразные служители винного культа. Поскольку задачей виночерпия было передать божественное послание, выраженное в силе вина, для этой роли отбирались наиболее качественные молодые юноши, а их обнаженность символизировала чистоту их помыслов. По всей видимости, принятие вина у этрусков было строго регламентированным действием, которое подчинялось только воле жрецов.

Сохранение усилия позволяло этрускам угадывать волю богов. Этруски соотносили свои действия с волей богов, то есть соотносили свои действия с локальными проявлениями структур, на которые они были ориентированы.

Для этого этрусские жрецы использовали гадание. Процесс гадания иррационален, и объяснить его механизм так же просто, как объяснить механизм появления мысли. В гадании действовал принцип подобия. Суть процесса гадания состояла в обретении связи с источником информации. Используя различные способы, этрусские жрецы получали ответы на свои вопросы. Виды гадания были связаны со многими явлениями — от качества полета птиц до поведения тотемных животных. Основной тип гадания у этрусков — это гадание жрецов (гаруспиков) по печени животного. Эти жрецы воспринимали печень как проявление звездного неба, то есть гадание было связано у этрусков с астрологическими формами.

Вино было тем продуктом, который улучшал или ухудшал качество человека, то есть в целом изменял его судьбу. Воздействие вина на печень являло собой одно из таинств, которое этруски и соотносили с вином. Печень определяла не только поведение человека, но и поведение животных.

Так, прорицатели (авгуры) соотносили силу полета птицы с состоянием ее печени. Печень являла собой силу духа. А так как птицы, населявшие Этрурию или просто пролетавшие над ней, воспринимались как часть пространства, то от того, как это пространство воздействовало на них, можно было предсказать то или иное событие. Подобное на земле делали и жрецы-гаруспики, но уже с животными.

Непосредственно за людьми и их состоянием следили верховные жрецы-правители лукумоны, которые представляли качество и силу жизни, если хотите, геометрию места. И уж если что случалось с ними самими, то это было, пожалуй, худшим предзнаменованием. То есть у этрусков правителем мог быть только человек, достигший определенного качества в своем развитии. И потребление вина лукумонами представляло особенно важный акт, так как этот процесс выявлял различные предзнаменования, указывал вектор развития, поскольку в этом процессе правители-лукумоны взаимодействовали с энергией искомых сфер. За поведением этих должностных лиц в процессе винопития следили предсказатели-авгуры.

Особое место у этрусков занимали природные явления, за которыми следили другие жрецы — фламины. Природным явлением считалось и выдержанное вино, которое должно было проявлять волю богов и их силу. Тем самым в зависимости от статуса вина разные жрецы по-разному определяли его функции, и вино также проходило 12 стадий превращения.

Преемственность знаний

Многие захоронения имеют форму Солнца

Многие захоронения имеют форму Солнца

Особым вкладом этрусков в европейскую культуру является культура празднеств-пиров. Посредством упорядочивания процесса винопития этруски создали схему контроля хаотических действий, некую модель поведения. Пир у этрусков — это повторение или восстановление пропорций жизни человека, как, собственно, и гробница, сооружение с правильными пропорциями, где должен обитать дух умершего и где обязательно должна была присутствовать чаша с вином.

Местом, в котором непосредственно устраивалось пиршество, был город Вулс (Вульче). Пир, будучи одним из церемониальных действий, соотносился с определенным местом — одним из 12 городов-государств — и рассматривался как процесс регенерации действий человека, и его вкуса в общей связи с пространством.

Однако, как бы ни развивался тот или иной регион этрусков, все они были тесно связаны с позиции виноделия, то есть в одном месте уделялось больше внимания выращиванию вина, во втором — пиршеству и т. д. Так, город Популония рассматривался как усилие вакхического культа, или культа экстатического проживания в заданных пропорциях.

Аплу (Аполлон)

Аплу (Аполлон)

Особо стоит определить значение города Вейя. Он находился на правом берегу реки Тибр и занимал значительное место в геометрии Этрурии. В этом городе особо важен был культ воды, способность воды исцелять человека, что определило приоритетный интерес римлян и кельтов к этому городу. Целительная вода, определившая геометрию данного города, восстанавливала силы не только людей, но и силы богов через терракотовые статуэтки города. Одной из этих статуэток была статуэтка Аплу (Аполлона), олицетворявшего силу Солнца. Подобную роль этруски приписывали и винограду.

Так как по условиям своего существования человек должен постоянно пить, качеству питья во всех городах отводилась особая роль. Вообще, постоянная концентрация этрусков на качестве поражает. Все лица, которые мы наблюдаем в этрусской скульптуре и живописи, достаточно сконцентрированы. Даже известная скульптура капитолийской волчицы, сделанная этрусками и прославляющая Ромула и Рема, символизирует концентрацию именно на том месте, где должен был быть возведен великий Рим.

Это свойство можно считать особой чертой этих загадочных людей, которые сделали пир на похоронах основным своим развлечением. Одной из задач пира были проводы и помощь духу человека в его переходе на искомый уровень существования, то есть обретении бессмертия в слиянии с высшими структурами.

Этрусский алфавит стал в основой латинского

Этрусский алфавит стал в основой латинского

Искусство пиршества в Вулсе не только развивало само это действие, но и развивало отношение к вину, к его качеству. Это продолжалось до 280 года до н. э., пока этот город не был взят римским консулом Тибрием Корунканием, который косвенно повлиял на отношение римлян к вину. Видимо, город Вулс играл огромную роль в развитии Рима, который был заложен Ромулом по законам этрусков в период их максимального развития — в 753 году до н. э.

Вся система связей и принципы соединения этрусков легли в основу формирования Рима. По сути, этрускам достаточно было правильно сформировать пространство и задать ему вектор развития, чтобы дальше все начало взращиваться в согласии с силой пространства. Для нас самое главное в этом процессе то, что этруски передали Риму свое восприятие вина и винной культуры, которую затем римляне понесли уже по всему миру.

После основания Рима этруски, которые находились на вершине своего развития, начали потихоньку растворяться в римской культуре. Складывается такое впечатление, что уже к V веку до н. э., когда к этрускам пришли кельтские племена галлов, этруски реализовали свою миссию, передав ее римлянам и кельтам.

Вечный город – детище этруссков

Вечный город – детище этруссков

Ритмы и циклы как способ определения срока жизни

Интересно обратить внимание на период существования этрусков как культуры и как народа, который, по сути, развивал себя по всем законам процесса виноделия: вспахал поле, посадил лозу, взрастил ее, приготовил вино и положил его на хранение, после чего вино было вкушено. То есть этруски — это народ, который сам себя вкусил в течение определенного промежутка времени, что было для них абсолютно осознаваемо. Этруски считали, что каждому народу уготован свой срок. Себе они также определили конкретный период существования, после чего растворились во взращенных ими культурах, в которых в том или ином виде сохранялись их знания.

Эволюция стиля в оф ормлении гробниц. От раннего этрусского...

Эволюция стиля в оф ормлении гробниц. От раннего этрусского…

Известно, что цивилизация этрусков существовала пять-семь столетий, но сами этруски воспринимали время несколько иначе и выстраивали свое развитие в соответствии с определенным циклом. Этот цикл имел свой формат и соотносился как с жизнью человека, так и с жизнью вина. Здесь мы находим некое соединение преобразований, собирательность и наполнение, где вино выполняет гораздо большую функцию, чем просто питательную или даже ритуальную. Секулум (Saeculum — столетие, этрусск., лат.) — время, в течение которого происходили формирование духа человека и его подготовка к загробной жизни.

С этим процессом соотносятся и различные мифы о бессмертии, которые связаны с процессами трансформации и обновления и, разумеется, имеют обоснование в культе Луны и ее циклов обновления энергии. Таким образом, лунная богиня Аритими являет собой богиню с характерной силой и задачами. Она изображается этрусками виночерпием на пире богов и соотносится с символом бессмертия. Также она символизирует силу виноградной лозы и определяет качество вина с позиции питания мозга.

Сцена прощ ания у врат загробного мира

Сцена прощания у врат загробного мира

Эту же функцию имели Аплу, символ Солнца, и Менрва (римская Минерва), символ различных стихийных проявлений природы и воинственных проявлений человека. В том или ином виде мы постоянно встречаем Аритими, Аплу, Менрву и ее супруга Геркле на основном символе перерождения — зеркалах, которые этруски использовали для связи с искомыми сферами и для общения с усопшими.

О том, что вся жизнь жителей Этрурии была выстроена особым образом по отношению к последнему дню, свидетельствуют их захоронения. Так, например, один из курганов Укумелла, внутри которого находится множество гробниц, указывает на особую подготовку человека к загробной жизни. Самый последний момент, когда человек покидал эту землю, являлся самым торжественным в жизни.

... к позднему, римскому.

… к позднему, римскому.

Именно похороны породили один из великих праздников этрусков, который позже оформился в целую культуру пира. Вино реализовывало и объединяло состояние людей, формируя культуру, отождествляющуюся с пиром. А возделывание винограда становилось не только процессом определенного усилия, но и особым действием, связанным с усилением, взращиванием, подготовкой к самому важному моменту в жизни человека — его последнему дню.

Любая попытка смотреть на действия этрусков через призму войн или геополитических процессов априори неверна, так как для этрусков была важна не геополитика, а геометрия, причем как внутренняя, так и внешняя. Именно качественность, а не количественность была характерной чертой этрусков. Все действия и жизнь этрусков были ритуальными, и даже войну они рассматривали как ритуальный поединок, обозначенный действиями жрецов, которые видели в этом то или иное знамение, отражение того или иного глобального макрокосмического процесса.

Переход из состояния жизни в состояние после жизни определяла целая культура, позже породившая массу явлений, которые мы сегодня называем развлечениями. Для этрусков же это было формой переживания — качественного, осознаваемого экстатического переживания, которое должно было сопровождать дух умершего в высший мир.