История меда

История мёдаЕсть там котел чудодейственного меда,

Те, кто живут там, пьют этот мед.

Никогда не кончается он; и так

Котел навсегда останется полным…

 

Мед появился на нашей планете, когда Земля приобрела единую и законченную форму, после чего она смогла не только потреблять энергию из пространства, но и выражать свою собственную. Считается, что с момента этого формирования Земля обрела двенадцать условий взаимодействия с макрокосмосом, формирующих двенадцать качеств. Упоминание об этом мы находим в шумерских записях и в китайском трактате «Ши-цзин» (Shi Jing).

Двенадцать качеств — это двенадцать видов геометрии, каждый из которых формирует свою силу, часто почитаемую как тотем. Именно эта сила позволила Земле взаимодействовать с пространством. Появились первые жизни, включая и человеческую. Упоминание о появлении меда из тотемной силы мы находим у Моисея, который отмечал тотемную роль пчел в усилении тотема (в частности, тотема льва), тем самым выражая и материализуя силу тотема. То есть мед, полученный в том или ином тотеме, представляет его силу.

Одновременно с этим мед — это нектар, который, в первую очередь, был необходим самой Земле, чтобы она могла развиваться. Это также нектар, который был необходим богам. Нектар, которым они могли питаться.

В Библии с медом вообще ассоциировалась структура земли. Только та земля, которую воспринимали как мед, давала нектар и молоко. Понятие плодородия было неразрывно связано с понятием того, что земля дает, имеет ли она силу, имеет ли она мед. Так или иначе, все боги плодородия связаны со священной пчелой. Она не только собирает мед, но и поддерживает жизнь растений, животных и, конечно, людей.

Пчела была символом развития растительности и, как следствие, животного мира. Поэтому нам трудно сказать, когда именно люди стали использовать мед, но при этом очевидно, что мед — это данность, с которой не только столкнулись, но и посредством которой появились первые люди.

Первые вещественные признаки и артефакты, указывающие на употребление меда, относятся к периоду за 7000 лет до н. э. — известны наскальные рисунки в Испании. Или же мы можем говорить о сотнях миллионов лет — периоде формирования Земли, потому что один вопрос — это появление меда, другой — его осмысление. Одним из центров развития культуры меда был Египет. В храме Солнца возле Каира можно найти запись о меде, датируемую примерно XXIV в. до н. э. Также нам следует обратить внимание на Древний Китай, где, помимо «Ши-цзин», мед упоминается и в поэзии Цюй Юаня (Qu Yuan, эпоха государства Чу (Chu), XI–III в. до н. э.).

Подношение меда было в древности очень важным и значимым действием. Мед подносили только богам и властителям. В Средние века мед также был еще и валютой, которой расплачивались в Европе. Впрочем, подобное существовало и во времена Юлия Цезаря и Марка Аврелия, когда мед использовали в качестве заменителя золота для уплаты налогов. В связи с этим показательна этимология современного английского honey (мед). В древнеанглийском языке было слово huneg, в современном немецком оно звучит как honig, а в греческом — knēkos (желтый), тогда как в санскрите kának означает золото.

Настоящий мёд. Биокарта

Так что вопрос меда — это вопрос государственный. И неслучаен тот факт, что культура потребления меда стала развиваться параллельно с возникновением первых государств, за 2100–2500 лет до н. э.

Те, кто принимал мед, могли изменить свою природу. Так, к примеру, в скандинавской мифологии, которая до сих пор волнует умы многих и многих людей, среди множества понятий, определяющих магическую сторону жизни древних скандинавов, можно выделить медовое тело. Это тело, приводящее дух в движение. Источник познания лежит под корнем ясеня, но какие бы силы не останавливали попытку получить знания, тому, кто обрел медовое тело, не будет преград. Мед как эликсир и как нектар связывают с понятием Грааля, Всепорождающей чаши.

Возвеличивание процесса преобразования (ферментации), который характеризует силу меда, видимо, стоит отнести к временам формирования культа Диониса. По крайней мере, римский поэт Овидий говорит о «медовом нектаре» так же, как о вине. Описание важности меда мы находим во многих значимых источниках и почтенных трактатах — в Ведах, Торе, Коране, «Ши-Цзин», в шумерских писаниях, в хеттском кодексе. Мед не обходили стороной Гомер, Платон, Аристотель, Демокрит и многие другие знаковые фигуры античности.

Приведем несколько примеров использования пчелы в политической, религиозной и общественной символике.

 

  • Папа Урбан VIII использовал на своем гербе изображение пчел.
  • Пчела была знаком царя Нижнего Египта во времена Первой династии (3200 до н. э.).
  • На флаг Наполеона был нанесен ряд летящих пчел, а его одежда была расшита их изображением.
  • В III веке до н. э. пчела была изображена на монетах греческого города Эфес.
  • Пчелами называли жриц многих богинь в различных традициях — Кибелы, Артемиды (Дианы), Деметры, Персефоны, Афродиты.
  • Пчела была символом античных божеств Артемиды (Дианы) и Эроса (Амура).
  • Пчела стала символом преданности и покорности у египтян, рисовавших ее на своих прошениях фараону.
  • В христианстве летящая пчела символизирует душу, вступающую в Царство Небесное. Христиане часто сравнивают церковь с ульем, а себя — с пчелами.
  • Пчела является символом Девы Марии и христианских святых Амвросия и Бернарда Клервосского.
  • Во многих странах пчела считается символом поэзии.